В последнее время на вооружение Республики поступил совершенно новый тип боевой техники - так называемые мобильные доспехи, именуемые также в просторечии ОБГР - огромными боевыми гуманоидными роботами. Наша редакция получает множество писем, от возмущённых, до недоумевающих. Многие теоретики военного дела убеждены, что народные деньги тратятся на пустую показуху, и спрашивают, не возвращаемся ли мы во времена Империи? Более того, даже некоторые специалисты из Имперского Остатка пишут нам, что новые модели шагоходов выглядят красиво, но абсолютно бесполезны в реальном бою - на Набу новую технику даже окрестили "гандамами", это что-то оскорбительное из языка аборигенов планеты. В то же время, многие пилоты, уже успевшие столкнуться с мобильными доспехами в учебном бою, опасаются, что скоро благородные силуэты крестокрылов вовсе исчезнут с наших небес, сменившись железными великанами. Напомним, что подразделением мобильных доспехов недавно была уничтожена легендарная "Дуга молота" - огромный имперский корабль-фабрика, сравнимый с суперразрушителями по размерам и мощи.
Так что же всё-таки такое эти мобильные доспехи? Непобедимое супероружие, принципиально меняющее расстановку сил на поле битвы? Революция в военном деле? Или просто супердорогая игрушка наших генералов, ходячая мишень, пригодная лишь для парада? Нам пришлось пригласить в редакцию нескольких военных экспертов, уже видевших эти машины на полигонах и в реальном бою, чтобы разобраться.
Прежде всего, наши журналисты выяснили, что мы имеем дело с тремя существенно разными типами боевых машин. Относительно дешёвые AT-TE пятого поколения представляют собой просто шагоходы, способные самостоятельно и быстро прибыть на место сражения. Именно так их и следует рассматривать - как противников пехоты и истребителей бронетехники. В атмосфере, а тем более в космосе, эти устройства совершенно беспомощны.
Шестое поколение способно к космическому бою, но только в режиме истребителей. Никаких тактических новшеств они не приносят, истребители из них довольно слабые.
Доспехи седьмого поколения вполне способны летать и сражаться в космосе в режиме робота. Именно они вызывают наибольшие опасения пилотов, которые жалуются, что скоро их пересадят на железные чучела и заставят махать мечами в открытом космосе, словно персонажей дурного головидео.
1. Мобильный доспех на планете. (Пятое поколение)
Следует признать, новые шагоходы во многом превосходят предыдущие поколения. Их уже не разберёт на запчасти племя обиженных эвоков, да и ушлым ребятам на спидерах с магнитными гарпунами рекомендуется держаться от них подальше.
Благодаря способности к воздушным перелётам, доспехи позволяют быстро сосредоточить значительное количество бронетехники на выбранном участке фронта. В данном случае прилагательное "мобильный" - не комплимент, а точная характеристика. Если у противника нет ПВО, командир отряда мобильных доспехов также может использовать их для десанта в тыл врага.
Однако они сохраняют "родовое проклятие" - нелепость самой концепции шагохода. Из-за высокого удельного давления на землю доспехи применимы только на твёрдом грунте, камне или городском покрытии. В песке, а тем более в болоте, они быстро вязнут, теряя все свои преимущества. Они уступают ховерам равной численности в быстроте и проходимости, танкам - в броне и огневой мощи, воздушным аппаратам - во всём, кроме брони. Наконец, они эффективно истребляются при помощи специальных ловушек и отрядов пехоты с тяжёлым вооружением.
1. Мобильный доспех в космосе. (Седьмое поколение)
Итак, как показывают результаты недавних сражений, "гандамы" действительно имеют большое преимущество перед стандартными истребителями в "догфайте" - ближнем бою на небольших скоростях. Мобильный доспех гораздо быстрее истребителя разворачивается вокруг своей вертикальной оси (как говорят профессионалы - имеет превосходство в рыскании), а также способен к "стрейфу" - боковым манёврам без поворота. К тому же, он способен, не маневрируя корпусом, сопровождать и поражать цели во всей передней полусфере - тогда как у большинства современных истребителей суммарный угол обстрела не превышает 90 градусов.
Следует признать - шансы уйти целым у истребителя, оказавшегося на расстоянии менее километра от "гандама" крайне малы.
Однако есть у этой чудо-машины и ряд заметных слабых мест. И первое из них - скорость. За огромную маневренность в тесных пространствах и на небольших расстояниях, за крепкую броню и солидную огневую мощь, мобильные доспехи платят страшной неповоротливостью в открытом космосе. Скорость любого из них в режиме робота не превышает 1 (прописью - одного) MGLT. У "гандама"-истребителя ситуация чуть получше - в лётной трансформации он аж в двадцать пять раз быстрее своего двуногого собрата. Но и при этом он остаётся медленнее даже Звёздного Разрушителя, не говоря о кораблях, сравнимых с ним по размеру.
Что это значит? Прорвавшийся к поверхности вражеского базового корабля "гандам" страшен, другого слова не подобрать. Однако насколько велики его шансы прорваться? Истребитель, даже на половине максимальной скорости, преодолевает зону заградительного огня менее, чем за секунду. Мобильному доспеху на это понадобится полминуты. Конечно, горизонтальная маневренность даёт им некоторые шансы на уклонение, но если ПКО не будет считать звёзды, плотный огонь двух-трёх установок просто задавит любой доспех, как бы тот не крутился. У доспеха-истребителя шансы на прорыв гораздо больше. Но добравшись до поверхности, он должен будет потратить несколько секунд на смену режима - за это время даже турболазер легко поймает аппарат на мушку, не говоря уж о специализированных скорострельных орудиях.
Весьма эффективны против мобильных доспехов лучи захвата - поскольку они невидимы, доспеху сложнее уклониться - он ведь не постоянно "танцует" в пространстве.
Если же щит у большого корабля ещё не сбит, можно уничтожить доспехи манёвром, на первый взгляд абсурдным, но действенным - среди наших стратегов он получил название "асфальтового катка". По сути это просто таран. Крупное судно "наезжает" на доспех, размазывая его по своему щиту. Против истребителя этот приём заведомо лишён смысла - истребитель просто уйдёт, используя преимущество в скорости.
Теперь рассмотрим дуэли в открытом космосе.
Прежде всего, есть такая кореллианская шутка: Самый худший противник - спортсмен-бегун. Если он сильнее, от него не убежишь. Если ты сильнее, за ним не угонишься. Вышеуказанное в полной мере относится к противостоянию мобильных доспехов и истребителей. Один "гандам" для двадцати истребителей - лёгкая добыча, один истребитель легко уйдёт от двадцати "гандамов", едва завидев их. В этом случае прилагательное "мобильный" становится откровенной издевкой - именно мобильности им и не хватает. Таким образом, для рейдерства и ударов по коммуникациям истребители в любом случае намного эффективнее - "гандамы" могут выиграть все сражения, но проиграть войну из-за разбитого тыла. Особенно учитывая, что стоимость "гандама" в несколько раз выше аналогичной традиционной машины.
При столкновении равных сил в открытом пространстве вопрос куда сложнее. Понятно, что истребитель и теперь в любой момент может отступить, но станет ли он? Было бы позорно для наших асов всегда бежать, атакуя только при превосходстве сил или отсутствии доспехов у противника.
После множества тренировок на имитаторе была выработана следующая тактика, позволяющая достаточно эффективно уничтожать мобильные доспехи на открытом пространстве:
1) Вся энергия на передние щиты.
2) Вход в зону огневого контакта на небольшой скорости.
3) Перестрелка до половинного уровня щитов.
4) Разворот с перебросом энергии на задние щиты.
5) Выход из зоны огневого контакта на максимальной скорости.
6) Восстановление щитов на безопасной дистанции.
7) При необходимости повторить процедуру.
Следует понимать, что хотя пилот мобильного доспеха куда лучше контролирует окружающее пространство, пилот истребителя контролирует огневой контакт, и может начинать и прекращать бой, когда сочтёт тактически выгодным. Понимать - и пользоваться этим.
Шансы значительно увеличиваются, если выполнять заход со стороны "ног" робота. По горизонтальным осям доспех разворачивается значительно медленнее, чем по вертикальной, а вниз стреляет хуже, чем вверх и в стороны, и намного хуже, чем вперёд.
Если истребитель находится на расстоянии менее десяти километров от "гандама", рекомендуется на максимальной скорости направляться к нему, проскочить мимо, после чего выполнить разворот со снижением, чтобы зайти к нему снизу и сзади - наши эксперты уже обозвали этот манёвр "клизмой", потому что в итоге орудия истребителя оказываются нацелены в "пятую точку" робота. На таких малых расстояниях и высоких скоростях угловая скорость истребителя превышает скорость поворота стволов у робота. Но чтобы выполнить его, нужна воистину молниеносная реакция.
Что касается мобильного доспеха-трансформера в режиме истребителя, то он уничтожается так же, как любой обычный истребитель, только намного легче.
Конструкторы Имперского Остатка, кажется, пошли по другому пути. Они отказались от лётной трансформации, целиком сосредоточившись на лётных возможностях в гуманоидной форме. Из-за этого их пятое поколение уступает в мобильности нашему, сохраняя все недостатки этого класса. Шестое поколение может вести бой в космосе, но довольно слабо - при низкой скорости они не превосходят истребители в маневренности, так что при минимуме пилотского мастерства могут быть уничтожены стандартной тактикой, разработанной для борьбы против турелей и лёгких оборонительных спутников.
Зато седьмое имперское поколение даже превосходит по быстроте республиканские "гандамы", ничуть не уступая им в маневренности и вооружении. По слухам (не подтверждённым военной разведкой), новейшие разработки моффа Гетелена могут развивать скорость до 1,5 MGLT, а на форсаже - до 3 MGLT.