Частная структура
Обитателями Имматерия давно предпринимались попытки составить карты, либо хотя бы обрести понятие о структуре своего мироздания. Хотя небольшая часть жителей считает Имматерий абсолютно хаотичным и принципиально непознаваемым, их идеологические противники добились определенных успехов. Картографированием переходных каналов было установлено, что все домены объединяются преимущественно с доменами близкими им "по духу", и редко либо почти никогда не устанавливают связи с "противными по духу" или вовсе антагонистичными пузырями. Также были обнаружены домены Пограничья - неустойчивые, склонные к развоплощению либо коренным изменениям духовной основы домены, прочно соединенными между двумя, тремя, а то и всеми сразу Ветвями (о них ниже) Имматерия. Чем больше ветвей объединены через домен Пограничья, тем меньше этот домен живет, и тем более он склонен к хаотичным изменениям. Но это не отрицает самого существования доменов-переходов, как и возможности путешествий духов.
Ветвями или, реже, Сферами, называют объединения царств со схожей духовной основой. Выделяют 4 (некоторые 5 или даже 6) ветвей, по одному на каждое мировоззрение - дикое, мифологическое, религиозное и научное. Порою выделяются "ксеноветвь" и "антиветвь", но большинством духов существование этих ветвей не признано.
Хотя домены и даже царства могут появляться и исчезать, перемещаться из одной ветви в другую, сами ветви неизменны. Все без исключения духи внутренне уверены, что ветви были и будут всегда, что в самой структуре мироздания было заложено группирование доменов по мировоззрениям.
Дикая ветвь
Совокупность царств дикой природы и ее восприятия разумными, а также сама жизнь до разума. Существа способные переживать, но не обладающие рефлексией и сознанием, возрождаются (или самозарождаются) здесь. Царства этой ветви представляют из себя миры нетронутой природы, незамутненных разумом существ. Домены либо являют собой стабильные слепки различных планет в разные временные периоды, либо являются полем боя экосистем разных миров, сражающихся за ресурсы, что приводит либо к смерти домена, либо к эквилибриуму и установлении новых экосистем, синтезов нескольких миров.
Четыре царства выделяются на общем фоне. "Разумные" включают в себя царства, где обитают либо пришлые духи, либо те, кто слишком связан с дикостью и отрицает цивилизацию и, в ряде случаев, сам разум. Небольшим, но стабильным царством является царство На'ви - стабильная общность доменов, населенных преимущественно синекожими аборигенами Пандоры, но включает в себя сообщества и иных видов иных планет, которым близко мировосприятие на'ви.
Большим и нестабильным царством является Вечная Охота - кочующие между доменами общины яутжа, для которых бытие высшим хищником вселенной стало не недостижимым идеалом, а реальностью. Яутжа вторгаются в различные домены, в ходе войн и охот утверждают свое превосходство и, покорив домен, перебираются дальше. Впрочем, часто они теряют интерес к покоренным доменам, и могут уйти, забыв о мире и его обитателях, чтобы вернуться позже. К несчастью На'ви, обитатели этого царства оказались на пороге столкновения с одним из кочевых флотов яутжа, что не может не кончиться массовым кровопролитием.
В "дали" от относительно разумных царств, есть царства, где ожесточенные сражения биосфер различных планет являются не временным катаклизмом, а нормой. Истинно, это наиболее опасные для жизни миры - жернова соперничества видов и сверхбыстрой эволюции перемалывают всех. Но есть все же два вида, которые еще до своих смертей проявили необычайную приспосабливаемость. Ксеноморфы и зерго-тираниды (эти объединены, так как в посмертии и Дикой ветви неизбежно сливаются в один вид). Каждый вид представляет собой различную стратегию выживания.
Ксеноморфы приспосабливаются к системе, закладывая потомство в местных животных, чтобы новые поколения переняли их приспособления для выживания и органично вписались в новый мир; так ксеноморфы покоряют любой мир в течение всего-лишь одного поколения. Зерготираниды предпочитают не приспосабливаться, а сносить и разрушать, чтобы на пепелище, впитав генетический материал уничтоженных аборигенов, перенять их лучшие качества и создать собственную экосистему. Пограничье царств ксеноморфов и зерготиранидов - любимейшее охотничье угодье яутжа, ведь нигде больше нет тысячи и одного повода умереть за секунду, если ты хоть на квант менее зол и вынослив, чем местные обитатели. По флотам яутжа ходят легенды о Превеликих Древних - настолько старых и могучих охотниках, что они не только уцелели в пограничье Войны Выводков, но и покорили эти миры, став воплощением воли к жизни, непостижимыми идеалами. Если они, конечно, вообще существуют, а не было съедены или заражены ксеноморфом в буквально первые секунды своего пребывания в пограничье.
Мифическая ветвь
Здесь живут те, кто уже обрели разум, но пребывают на стадии первобытного синкретизма - не отделяют себя от вселенной, фантазию от реальности. Природа наделяется человеческими чертами и живет по их правилам. Олицетворение же природы как человека - боги - правят здесь. Помимо верующих и рожденных их верой богов, живут тут и отражения Материя, в их числе привычные животные и растения (в отличие от Дикой ветви, не подминающие разумных тварей под себя), а также мифологические существа, самозародившиеся либо переродившиеся верующие.
Нет покоя и здесь - боги, как полагается в любой религии и любому всемогущему человеку, существа весьма капризные и сверхамбициозные. К их несчастью, всемогущество бога распространяется лишь на его личный домен. Чтобы это несчастье не испытывать, бог посылает орды верующих в чужие домены, с целью утвердить поклонение себе и там. И если в ряде случаев пантеоны-царства складываются мирно (либо были сложены так еще в Материи), то иногда культуры верующих слишком различны, и развязываются войны.
Не самые распространенные и могущественны, но все же наиболее влиятельные здесь царства: Пантеон эльдар и Великая Троица (Хорн, Тзинч, Нургл). Благодаря богам эльдар и богам варпа царства и домены Млечного Пути сравнительно незатронуты Орай, рвущимися из Религиозной ветви.
Религиозная ветвь
Здесь живут те, кто прошли качественный скачок в развитии сознания - отделили себя от мира. Боги и духи не пропали как концепции, но переместились в иной, духовный мир за гранью Материя. Собственно, в эту ветвь, а за ними проследовали и верующие. Принципиальное отличие религиозной ветви от мифической - потеря богами качеств людей (или кто их там породил), а доменами - сходства с привычными материальными мирами. Природа либо редуцирована до инструмента ублажения, испытания или наказания верующих, либо отсутствует вовсе. Войны между царствами гораздо реже, чем в случае мифической ветви, но куда более масштабны и беспощадны.
Здесь правят бал Орай, чья вера покорила несколько галактик. Верующие в них перерождаются в этом царстве, чтобы вновь служить орай, которые почиют на лаврах всемогущества. Амбиции Орай настолько непомерны, что армии фанатиков постоянно атакуют ВСЕ ветви, и являются даже большей головной болью, чем яутжа, так как верующих в орай неисчислимые триллионы, а натравить на них адекватные числа ксеноморфов и зерготиранидов невозможно ввиду хаотичности Дикой ветви. Остается оборонять пограничье.
Научная ветвь
Наиболее понятная современному земному человеку ветвь. Здешние царства, на участке "примыкающем" к религиозной ветви, минимально отличны от понятной нам реальности. Чуть дальше, впрочем, начинается трансгуманистическая вакханалия, где духи роботов и программ соседствуют с постлюдьми в царствах непостижимых обычному человеку сверхтехнологий. Чуждым природе и вообще живой реальности, но все еще постижимым (и одним из крупнейших царств) является Сеть (the Grid), поглотившая Андерверс и многие другие миры, единая Виртуальная реальность.
Местные обитатели - самые мирные из всех ветвей. Впрочем, они вынуждены обороняться от вторжений, потому воплощенные программы (или бездумные боевые машины) Сети и царств Научной ветви порою встречаются в отдаленных уголках Имматерия, либо на полях сражений пограничья. Вот только сама Сеть с недавних пор стала необычайно агрессивной, и, по свидетельствам очевидцев, грозит обрушиться на иные царства и ветви, с целью насадить свою "программную утопию" где только удастся.
Ксеноветвь
Большинство не признает существование ксеноветви. Но меньшинство полагает ксеноветвь суровой реальностью, с которой надо считаться, ведь предупрежден=вооружен. А вооружаться есть против кого, ведь, по слухам, тамошние обитатели единичны, но необычайно могущественны, а их мышление и образ жизни принципиально непостижим обитателям иных ветвей.
Кто-то считает, ветви образуют один вектор, "Путь", и ксеноветвь находится либо в его начале, либо в конце. Кто-то, считающий ветви тесно связанными между собой конструктами, выделяет ксеноветвь как способ мышления чуждых нам существ, еще не виданных во Млечном Пути и близлежащих галактиках. Третьим все равно, они вооружаются.
Но если вы каким-то путем попали в ксеноветвь, вы уже едва ли вернетесь. Те же, что возвращаются, подвергаются преследованиям и уничтожаются как еретики, мутанты или опасные нарушители экосистем. Если дают себя раскрыть, конечно, ибо могущество обитателей ксеноветви тяжело измерить, и с ним слишком редко встречаются (и переживают встречу), чтобы даже поверить в ее существование.
Антиветвь
Еще одна ересь, преследуемая в остальных ветвях. Во всех пяти ветвях считается, что Пустота между пузырями и каналами - собственно, пустота, не более. Отсутствие духа и материи, во всяком случае, в формах нам понятных и с которыми можно взаимодействовать. Пустотники полагают, что Пустота есть ветвь в себе, олицетворяющая отсутствие жизни, духа и материи, отсутствие времени, полное ничто.
В общем-то, постичь это проблематично, не сказать - невозможно, и черт бы с ним. Но оно с нами, по утверждениям еретиков-пустотников, еще как взаимодействует. Говорят, что заметили духов Пустоты, которых спутать ни с чем нельзя - их невозможно заметить, но они свидетельствуют о своей чуждости, намеренно или нет разрушая любой мир и сознание. Живое слепое пятно, способное свести с ума и развоплотить одним своим присутствием.
Ереси делятся на два культа. Культ Первоубийцы поклоняется некоему первосуществу Хеиму, который, по их верованиям, хотел "освободить" всех, уничтожив мир, который он, как и его последователи, рассматривали как узницу, тюрьму, бессмысленную и полную страдания. Естественно, что их устремления не находят сочувствие, и культистов беспощадно выслеживают и уничтожают, благо они дают о себе знать массовыми убийствами и разрушениями. Второй культ почитает некоего Аххазу, другое первосущество, идейного противника Хеима, который признавал аргументы Хеима (оптимистов-пустотников нет принципиально; все уверены в порочности сущего), но пытался не дать ему уничтожить мир, так как считал любую альтернативу хуже, а из страдания черпал силу, как в бессмысленности находил предназначение.
Мнения культов тут расходятся. Убийцы считают, что Хеим убил Аххазу и уничтожил старый мир, но что-то (что именно - тут секты разнятся во мнениях и учениях) пошло не так, и мир оказался "недобитым". Цель Убийц, стало быть, его "добить", уничтожить полностью, вычленив то самое "что-то", сберегшее мир, и устранив его. Хранители полагают, что Аххазу успешно противодействовал Хеиму, и то ли все равно пал от его руки, спася мир, то ли прячется где-то, довольный результатом (некоторые даже абсурдно веруют, что Аххазу случайно спас мир и обезвредил Хеима; четвертые веруют в еще больший абсурд, что Хеим проникся идеями Аххазу и не тронул вселенную). В любом случае, цель Хранителей - противодействовать Убийцам и проникаться страданием и бессмысленностью, самыми темными сторонами вселенной.
Убийцы сотрудничают с духами Пустоты, уничтожая себя и Вселенную, Хранители же пытаются договориться с духами Пустоты, отстрочить либо вовсе отложить уничтожение Вселенной в обмен на поклонение.