Здесь и далее:
В ролях Бишопа и Гарсии – Кумельган.
В ролях всех остальных – Kestrel.
О’Нилл удивленно воззрился на Саманту. Впрочем, не он один. Картер почти физичесик ощутила, как несколько десятков глаз прошивают ее насквозь, словно лучи лазера. Она зябко поежилась и обменялась взглядами с Джейкобом Картером. Ток’ра едва заметно кивнул.
- Что вы имеете в виду, Саманта? – неожиданно неофициально обратился к ней ее бывший начальник, экс-генерал Хаммонд.
- Вам что-то известно? – встрял Родни МакКей, обиженный, что его гениальные додумки не произвели ни на кого должного впечатления.
- Позвольте, я начну, - предпложил Джейкоб Картер, заметив, что Саманта немного растерялась от внезапно пришедшей ей в голову страшной догадки о том, что произошло на Та-Ирте. Он и сам боялся этого не меньше нее. – То есть, Сэлмак хочет взять слово.
- Конечно, прошу вас, - невозмутимо ответил Хаммонд.
Наверное, для большинства находящихся здесь людей, в том числе для Родни, внезапная перемена голоса Джейкоба Картера оказалась весьма неожиданной. Но все же информация, которую хотел донести до них ток’ра, оказалась куда более любопытной.
- Благодарю, - сухо ответил Сэлмак низким голосом с металлическим оттенком. – Примерно в 2010 году по вашему времени ток’ра обнаружили опасную проблему, возникающую при бурении кристаллических пещер.
- Каких-каких пещер? – переспросил Камерон Митчелл, внезапно оказавшийся не в курсе технологий ток’ра.
- Ток’ра живут в подземных кристаллических пещерах, - мимоходом пояснил Сэлмак. – Они прорубаются в породе любой плотности неорганическим дифрактором… - он замялся, не зная, продолжать или нет.
- Который дважды преломленным особым образом нейтринным потоковым излучением сминает электронные оболочки атомов и молекул окружающего вещества, снижает их внутреннее отталкивание, инициируя таким образом серию направленных энергетических микроколлапсов, что приводит к «схлопыванию» молекул и разрушению кристаллических решеток горных пород, - завершила Картер, воспользовавшись заминкой Сэлмака.
- Вообще-то это секретная информация, - напомнил Сэлмак, явно недовольный тем, что Саманта вот так запросто вещает о тайнах ток’ра. – Не знаю, откуда вам это известно, но…
- Юреи рассказала.
- Хм… я в общем-то не против, но если другие ток’ра узнают…
- Да ладно вам, Сэлмак, - миролюбиво вмешался Джонас Куинн. – О какой секретности может идти речь, когда мы нашли вместо ток’ра лишь выжженную пустошь? Уверен, ваши собраться поймут вас, если эта информация поможет нам их найти.
- Не-не-не, Сэлмак прав, - сказал О’Нилл. – Картер, все в этой комнате скажут тебе огромное спасибо, если ты избавишь нас от…. э-э… интеллектуальных подробностей и перейдешь к делу.
Камерон хихикнул, Саманта наградила Джека снисходительным взглядом, МакКей насупился.
- Ладно, - смилостивилась Картер. – Сэлмак, давайте покороче.
- Дифрактор называется «нок’нах», из-за которого у нас возникла огромнейшая проблема, - немного подумав, продолжил Сэлмак. - Количество микроколлапсов зависит от затрачиваемой энергии на работу дифрактора. Больше энергии – шире и глубже дыра в камне. Сторонний наблюдатель обычно видит, как с незначительным секундным свечением просто исчезает участок породы в зоне действия дифрактора.
- Мы видели, - ввернул Дэниел. – Интересное зрелище.
- Несомненно. На самом деле горная порода «прессуется» в сверхтяжелое вещество – нейтрониум. С вашего позволения, генерал Хаммонд и генерал Лэндри, - Сэлмак начисто игнорировал новые звания всей СГ-команды, - я не стану вдаваться в научные подробности. Дело в том, что пещеры по сути многослойны. Как только проделана первая искусственная каверна, на ее вход наносится контур-изолятор дел’кек. Это резиноподобное быстрозастывающее органическое вещество, - постепенно увлекаясь, продолжил Сэлмак.
- Вы хотели не вдаваться в подробности, - вежливо напомнил Дэниел.
- Что? Ах, да, ну так вот, пещеры многослойны. И под слоем изолятора находится осадок нок’нах.
- И? – вслух спросил О’Нилл, все еще не понимая, к чему была вся эта вводная часть.
- Поступают данные от синтетиков... – вдруг осторожно подал голос Харриман, случайно глянув на монитор.
Поступили. Искусственный человек посмотрел на машину иногалактических пришельцев, задержался на секунду и понесся дальше, передавая массив данных о землях в километрах от Врат. Разумеется, синтетика не заинтересовала машина, вокруг которой ездил МАЛП-2; глупый искусственный мозг и дешевый софт (сейчас проект особенно ощущал свою отсталость и бедность) посчитали пришельца недвижимым культурным артефактом.
И хотя синтетики были целиком поглощены исследованием округи - песчаных пустошей, с торчащими там-сям огарками скал, без единого признака жизни или цивилизации - МАЛП-2 "Вратоход" исправно передавал в центр картинку очевидно рабочей очевидно чужой машины.
То ли ток'ра не исчезли, то ли здесь есть кто-то помимо симбионтов.
- Да? – сразу переключился на новую информацию Хенк Лэндри. – Что у нас там?
- Ничего определенного, сэр, - смутившись, сказал Харриман, - просто чей-то робот, очевидно, оставленный кем-то у Врат. На много километров дальше – стеклянная пустыня, ни намека на подземные туннели ток’ра.
- Что ж… в таком случае, продолжайте, уважаемый Сэлмак, - попросил Лэндри.
- Джейкоб Картер, в ваших интересах предоставить исчерпывающий доклад о "нок'нахе" позже специалистам, - сказал Бишоп, решив на этот раз не запускать программу "раздражение на глупых солдат", то есть совершенно будничным тоном и с постным выражением лица. - Это значительно скажется на вашем положении в будущем... Не забывайте, пожалуйста, в чем цель проекта. Сейчас у нас чья-то машина перед носом, мы должны выяснить, автономна она или телеуправляема, кто и зачем ее сюда доставил.
Сэлмак недовольно фыркнул, и его носитель окинул синтетика презрительным взглядом.
- Конечно, предоставлю, - мгновенно поправился Джейкоб Картер, понимая, что Сэлмак, не любивший подчиняться, может наворотить делов.
- Что там с нейтрониумом? – напомнил Камерон Митчелл.
- Нейтрониум… - задумчиво повторил Сэлмак, которого сбил в мысли принесший дурные вести Харриман и раскомандовавшийся Бишоп. – Он сверплотный и полностью состоит из сверх-«упакованных» нейтронов. Очень редкий элемент, который добывается из ядер сверхохлажденных нейтронных звезд.
- Это вещество становится сверхтяжелым из-за того, что представляет собой сколлапсированную материю, - добавила Саманта. - Молекулы и атомы материи сжаты с невероятной силой и превратились в чистые нейтроны. Только нейтроны.
Повисла тяжелая пауза: кто-то обдумывал новую информацию, кто-то ужасался внезапно открывшимся фактам…
- Эти ваши кристаллы вызывают коллапс материи? – нахмурившись, спросил МакКей. – Вы хоть представляли себе, какой мощный источник энергии у вас в руках?
- Вполне, - суховато ответил ему Сэлмак, которому явно не понравилось высокомерное замечание Родни. – В том состоянии, в котором мы его обнаружили, он поглощал тепло, будучи еще и сверххолодным. Но не бесконечно, как сказали Тацу в лаборатории на Корусканте. Есть предел, который может инициировать неконтролируемый выброс энергии.
- Вы боялись, что однажды этот осадок, спрятанный в глубине ваших многослойных пещер, вызовет взрыв ужасающей мощи, - понял лейтенант-полковник Лэндри, переведя слова Сэлмака для всех остальных.
- Те микрочастицы, которые собрали ток’ра из новообразовавшихся пещер, - пояснила Саманита, - весом в 60-70 кг, могут взорваться с силой 1,4 гигатонны. Вернее, перейдут в состояние обычного вещества, в процессе взрыва высвобождая энергию.
- И в итоге выяснилось, что долгое время ток’ра жили на медленно тикающей бомбе, - завершил Джейкоб Картер уже нормальным человеческим голосом.
Снова повисла тяжелая пауза.
- Хе… - протянул О’Нилл. – Нейтроны из ядер нейтронных звезд… прям научная фантастика.
- И это говорит человек, уже более десяти лет странствующий по Галактике, полной разной фантастической всячины, - хмыкнул Дэниел.
- Ну не до такой же степени…
- Это не фантастика, полковник О’Нилл, - заверил его Сэлмак. – Это суперэнергоемкий материал. Он остался под кристаллическим покрытием в наших пещерах на Та-Ирте, и извлечь его оттуда не представлялось возможным.
Совершенно внезапно из громкоговорителя в комнате раздался до боли знакомый голос:
- Говорит главный научный сотрудник проекта доктор Гарсия. Хватит болтать, идите работать - у нас Контакт на носу. Приказываю немедленно выяснить, чья эта машина и с какой целью там пребывает.
Как старый латиноамерикашка в соседнем здании прознал, что происходит, осталось для СГ загадкой. Бишоп решил не напоминать непривычным к таким вещам пришельцам, что в него встроен радиопередатчик, и синтетик, как "секретарь" босса, всегда имеет с ним прямой канал связи.
Хаммонд огляделся по сторонам в поисках источника голоса. Внезапное «хватит болтать, пора работать» ему, как и всем остальным, ну очень не понравилось, однако спорить с боссом он не стал – во благо проекта.
- Как скажете, доктор Гарсия, - ответил он в пространство, не найдя микрофон, связанный напрямую с передатчиком. – Э-э… мистер Бишоп, ваши подчиненные могут узнать, кому принадлежит робот?
- Обязаны. Научный сотрудник Дэниел Джексон и я займемся этим вопросом. Отряд СГ-1 в полном составе должен приготовиться к выходу и переправиться на Та-Ирту. Пускай центр не прекращает информировать нас о результатах поисков синтетиков.
- Ага, уже бегу, - пробормотал сквозь зубы Джек, но так, чтобы Бишоп не услышал.
- При всем уважении, я бы не спешил отправлять туда людей, особенно когда выяснилось столько подробностей, - возразил лейтенант-полковник Хаммонд.
- Сколько примерно килограмм осадка было в пещерах? – спросил Лэндри у Джейкоба.
- Ну… со всех пещер – а они большие – около пятисот килограмм точно наберется, - прикинул Джейкоб Картер. – Может, тонна.
- А теперь представьте, если сто килограмм бабахнет как полуторагигатонный заряд тротила, - добавила Саманта.
- Полторы тератонны со всех пещер! – воскликнул МакКей. – Хватит, чтобы спалить планету!
- Именно это мы и наблюдаем, доктор МакКей, - сдержанно ответил ему Дэниел.
- Ну знаете ли… - внезапно засомневался Родни. – Я думаю, если бы взорвалось полторы тератонны тротила, от планеты вряд ли бы что-то осталось, а у нас всего лишь амосфера выгорела, да песок превратился в стекло.
- «Всего лишь»? – воскликнул Джонас. – Да планета превратилась в гребаную преисподнюю!
- Могло быть и хуже, - снисходительно ответил МакКей.
- Я согласна с доктором МакКеем, - неожиданно сказала Саманта. – Возможно, высвобожденной энергии оказалось куда меньше.
- Но этого хватило, - подытожил Сэлмак.
- Значит, вы оба полагаете, что все это – следствие глобальной катастрофы, вызванной взрывоопасным веществом? – спросил Хаммонд.
- Это наиболее вероятный вариант, - ответила Картер. – Если, конечно, ток’ра так и не нашли новое место для базы. А взрыв мог произойти внезапно, в любой момент.
- У вас есть предложения, лейтенант-полковник, касательно того, кого нам послать на контакт с машиной чужаков? - спросил ученый-синтетик.
- А ваши синтетики не могут этого сделать? – спросил Хаммонд, отвлекшись от спора Джонаса и МакКея. – Для них отравленная атмосфера вполне безопасна.
- Наши синтетики - разведчики, причем дешевые. Они не мыслят, у них нет речевого аппарата или вокодера. Это просто набор датчиков на ногах.
- А почему бы не послать разумных синтетиков?
- Единственный разумный синтетик проекта сейчас общается с вами.
- Все в порядке, сэр, - вдруг подал голос О’Нилл, до этого над чем-то напряженно размышлявший. – Не беспокойтесь за нас. Мы пойдем.
Саманта и Дэниел согласно закивали.
- Тогда я пойду с вами, - неожиданно заявил Джейкроб Картер. – Ток’ра могли оставить какие-нибудь улики, которые я смогу опознать.
- Хорошо, - разрешил лейтенант-полковник Хаммонд. – Собирайтесь. Только… будьте осторожны.
- Есть, сэр! – хором ответил отряд СГ-1.
Через пару минут все пятеро, включая Бишопа, уже натягивали скафандры в примыкающем к залу Врат помещении. Помогающий им Джонас Куинн, остающийся на базе, проверял баллоны с воздухом.
- Уровень кислорода в норме, - сообщил он. – Скафандры полностью герметичны, системы внутреннего охлаждения работают исправно… вроде.
О’Нилл хмуро воззрился на него из-за стекла шлема.
- В смысле – работают исправно, - поправился Джонас.
- Не шути так, - серьезно предупредил его О’Нилл. – У меня от таких шуток пропадает желание соваться в ту дыру.
- Можно подумать, оно у тебя когда-то было, - съехидничала Саманта, протирая стекло своего шлема изнутри рукавом.
- На нашей старой доброй базе у нас было куда больше шансов вернуться назад живыми и почти здоровыми, - заметил Джек.
- Если на Та-Ирте больше не осталось чистого нейтрониума – нам угрожает только высокая температура, - заверила его Саманта.
- И, возможно, конструкторы того робота, - добавил Дэниел. – А это уже куда серьезнее.
- Ну на этот случай у нас есть ты, - с нехорошей ухмылочкой ответил Джек, проверяя магазин дробовика ZX-76.
- НН-осадок мог еще остаться в пещерах, - сказала Саманта, пряча в кобуру пистолет VP-70, - при условии, что взрыв произошел не из-за него.
- В пещеры без надобности не суемся, - предупредил команду Джейкоб.
- Это все замечательно и очень познавательно, - неожиданно подал голос О’Нилл. – Но мне интересно другое – откуда ты, Картер, все это знаешь?
- Действительно, Сэм, - поддержал Джека Дэниел. – Откуда?
Саманта смутилась. Она дала Юреи слово никого не посвящать в страшную тайну ток’ра и помочь с проблемой НН-осадка, но сейчас, когда правда все-таки всплыла на поверхность, приходилось его нарушить.
- Ну… когда мы ушли с Эшкалона на Та-Ирту, я встретила Кордекса в медотсеке, - нехотя пояснила Саманта. – Он рассказал мне об осадке и предложил принять участие в исследованиях – думал, я смогу помочь им. Юреи обещала перевести для меня распечатки предварительных данных, но тут появилась Джейн, а дальше вы знаете… я не успела ничего сделать.
- И нам ты, конечно, ничего не сказала, - завершил ее мысль О’Нилл.
- Я дала Юреи обещание, что сохраню все в тайне.
- Ничего, Сэм, не переживай, - поспешно сказал Дэниел, заметив, что Саманта слегка обижена внезапным «наездом» О’Нилла. – Мы все понимаем. Слово надо держать.
Джек хотел возразить, что от друзей ничего не скрывают, но передумал – опять Гарсия начнет командовать, чтобы они прекратили пустую болтовню.
- Ну что, все взяли? – спросил он. – Оружие, рацию, завещание?... Ладно, шутка. Все на месте? Отлично, выдвигаемся!
Неуклюже передвигаясь, отряд СГ-1, Бишоп и Джейкоб Картер вышли в зал Врат. Древнее кольца встретило их мерцающим окном.
- Они готовы, сэр, - сообщил Харриман.
- Ступайте, ребята, - сказал в микрофон лейтенант-полковник Лэндри. – Берегите себя.
О’Нилл поднял голову к панорамному окну на втором уровне и отдал честь командирам. Затем первым поднялся по пандусу к Вратам и, задержавшись на пару секунд перед сверкающей поверхностью, шагнул в гипертуннель навстречу неизвестности и новым тайнам. Саманта, Дэниел и Джейкоб последовали за ним. Джонас Куинн проводил друзей печальным взглядом и вернулся к остальной команде.