Подпространственные перемещения кораблей Двенадцати Колоний Кобола
Осуществление передвижений
Перемещения на большие расстояния, сравнимые с расстояниями между звездами, осуществляются при помощи гиперпрыжкового двигателя, который работает на специальном топливе под названием тилиум. Этот минерал встречается в космосе как составная часть астероидов или других небесных тел. Гиперпрыжковый двигатель используется как на сайлонских базовых кораблях - тяжелых и легких рейдерах - так и на многих колониальных кораблях.
Гиперпрыжковый двигатель не является обязательным для многих гражданских кораблей из-за расходов, вызванных эксплуатацией и обслуживанием двигателя, а также количеством доступного топлива. Для некоторых гражданских кораблей, которые путешествуют на сравнительно короткие расстояния, такие двигатели могут быть просто непрактичными или ненужными.
Технология гиперпрыжков такова, что при условии известности соответствующих начальных и конечных данных, корабли могут прыгать с высокой степенью точности, позволяя осуществлять рандеву в космосе и даже занимать синхронные орбиты прямо над определенной точкой на поверхности планеты. Грамотное использование гиперпрыжковой технологии даже позволяет кораблям прибывать в такие переполненные районы, как середина астероидного поля или скопление других кораблей, без риска столкновения и повреждения.
Двигатели гиперпрыжка могут быть также использованы в атмосфере. Эта тактика часто используется в Колониальном флоте для того, чтобы ускользнуть от слежки сайлонов. Хотя такой вид прыжков применяются в основном на разведовательных кораблях – «Рапторах». Однако и корабли класса Звездный крейсер способны совершить такой маневр. «Галактика» способна совершить гиперпрыжок в атмосферу, по крайней мере, на высоту 30,5 километров, чтобы избежать мгновенного обнаружения сайлонами. Только в данном случае крейсер начнет стремительно падать на поверхность, поскольку он не способен маневрировать в пределах атмосферы за недостатком необходимого пространства. Такое решение может быть принято в экстренном случае, когда необходимо незаметно выпустить «Вайперы» сразу в атмосферу. После того, как все «Вайперы» выпущены, необходимо немедленно совершить прыжок на орбиту, иначе крейсер просто разобьется. Такой прыжок сопровождается сильным шумом; окружающие облака и пламя, окутывающее корпус корабля в результате трения о плотные слои атмосферы, втягиваются в вакуум, созданный внезапным падением массы.
Существует ряд ограничений применительно к гиперпрыжкам:
- колониальные двигатели гиперпрыжка не являются компактными и не могут быть встроены в такие корабли, как «Вайпер» (исключение составляет Черный Дрозд «Лора»). Они могут, однако, быть использованы на кораблях размером с «Раптор», который ограничен недолгими прыжками на короткие расстояния. «Рапторы» могут совершать последовательность коротких прыжков, чтобы достичь той же цели, что и ведущий корабль с полноразмерным двигателем;
- колониальные гипердвигатели не могут использоваться многократно в течение долгого периода времени ввиду того, что они склонны к распаду после чрезмерного повторяющегося использования;
- прыжки могут вызывать тошноту или дискомфорт у некоторых людей;
- «червоточины», создаваемые гипердвигателями колониального флота, ограничены в размере. Это определяет максимальные габариты, до которых могут быть построены корабли. Отсюда необходимость у определенных кораблей класса Звездный крейсер втягивать посадочные приспособления и уменьшать свой общий объем перед прыжком;
- колониальные гипердвигатели разрабатывались для перемещения между Двенадцатью Колониями и отдаленными поселениями в других звездных системах. Существует так называемая Красная Линия, за которой прыжки могут закончиться повреждением двигателя и приводят к неточностям в навигации, которые могут подвергнуть риску корабль;
- навигаторы должны тщательно планировать траекторию прыжка, чтобы поддерживать безопасную дистанцию между кораблем и планетами или другими крупными объектами.
Преимущества сайлонов в гиперпрыжковой технологии:
- сайлонские гипердвигатели могут иметь меньшие размеры, чем их колониальные аналоги, позволяя таком образом их рейдерам быть оснащенными такими двигателями;
- сайлонские двигатели намного рациональней, чем эквивалентные им колониальные устройства. С их помощью рейдер может прыгать на очень большие расстояния, такие как, например, Кобол – Каприка;
- это превосходство базируется не столько на совершенстве гипердвигателя, сколько на выдающейся навигационной системе сайлонов, точнее – на системе, вычисляющей прыжки. Колониальные корабли, оснащенные сайлонской навигационной системой, могут увеличить протяженность прыжков более чем в десять раз.
Исходя из того, что сайлоны покинули пространство Колоний, чтобы найти свою собственную планету, не исключено, что способность их двигателей к более дальним прыжкам была создана в ответ на желание суметь в один прыжок преодолеть расстояние между их родным миром и Двенадцатью Колониями.
Фундаментальные теории
Технологии гипердвигателей, похоже, основана на применении теории суперструн и М-теории, которые дают возможность установкам для прыжков «сворачивать» пространство, уменьшая расстояние между двумя точками путем создания межпространственного «коридора», соединяющего их (образуя «червоточину» или Мост Эйнштейна – Розена). Такие коридоры разрешены общей теорией относительности, а М-теория предлагает путь динамического изменения топологии пространства-времени.
Использование таких «червоточин» основывается на принципе искривления пространства. Отсюда термин «червоточина», который возник из аналогии, рассматривающей пространство в виде яблока. Червь может двигаться от одной стороны яблока к другой двумя способами: проползая по поверхности или прогрызая яблоко насквозь (создавая так называемую «червоточину»). Очевидно, что второй путь значительно короче первого.
Релятивистское ускорение
Ключевым пунктом, касающегося применения «червоточин», является то, что там не нарушается фундаментальный ограничивающий фактор нашей Вселенной – скорость света. Космические корабли не ускоряются до скоростей выше световой. Скорее они используют червоточины для уменьшения расстояния к цели, создавая таким образом впечатление сверхсветового путешествия.
Однако гиперпрыжки позволяют послать информацию быстрее, чем свет может донести ее, что приводит к нарушению причинно-следственной связи в специальной теории относительности (то есть, если событие А происходит до события Б с одной точки зрения одного наблюдателя, может существовать другой, не менее объективный наблюдатель, с точки зрения которого событие Б совершается раньше А). Причинная связь не нарушается прыжковыми перемещениями только во Вселенной, которая имеет специальную фиксированную систему отсчета, однако это противоречит современному пониманию.
По этой причине гиперпрыжки происходят фактически мгновенно. Это также означает, что единственная прямая форма ускорения, доступная кораблям, создается их субсветовыми движущими установками.
Субсветовое передвижение
Все корабли способны к субсветовым полетам. Субсветовые передвижения удобны для путешествий внутри солнечных систем (от планеты к планете, входящих в состав Двенадцати Колоний), но не могут быть использованы для перемещений вне солнечных систем, поскольку время, требующееся для прибытия к цели, может превосходить запасы топлива на корабле и срок жизни экипажа корабля.
«Вайперы» оснащены системой реверсивных двигателей, чтобы нейтрализовать или приостановить свое инерционное движение вперед. Такого механизма не существует на ведущих кораблях. При помощи таких двигателей «Вайпер» способен практически мгновенно развернуться на 180°, чтобы замедлиться.
Сайлонские базовые корабли не имеют сопла или не показывают никаких внешних источников своей движущей способности. Возможно, что силовые поля генераторов искусственной гравитации являются источником субсветового движения.
И колониальные, и сайлонские снаряды, используемые в бою, представляют собой ракеты, оставляющие след газа за собой.
Согласно требованию закона сохранения импульса, любая движущаяся система, которая придает импульс космическому кораблю или ракете, предполагает сообщение эквивалентного импульса чему-то еще, например, реакционной массе (в случае ракетного топлива) или большим массам, которыми могут быть планеты (в случае использования силового поля), в противоположном направлении.