Саманта ---> Подземная база ток'ра. Сектор Контроля.
Саманта Картер дошла с Джеком и Дэниелом до жилого сектора, но потом решила заглянуть в медблок к Кууми. Правда, сразу попасть туда ей не удалось, поскольку у нее не было специального магнитного пропуска (в медблоке у ток’ра все-таки имелись двери), поэтому пришлось немного подождать, пока кто-нибудь войдет или выйдет.
- Здравствуйте, Кууми, - сказала Саманта, проходя в сверкающий чистотой медицинский пункт, совмещенный с изолятором.
Кууми отвернулась от изучения какой-то пластинки с научными образцами и повернулась на звук.
- О, добрый день, Саманта, - обрадовалась она. – А я все думала, когда же вы ко мне зайдете. Слышала, вы теперь с полковником О’Ниллом будете помогать нам в борьбе против гоа’улдов.
- Чем сможем – тем поможем, - согласилась Саманта. – Вы знаете, у нас выдалось нелегкое время, однако я… Что это?
Взгляд Саманты. скользящий по медблоку, остановился на небольшом контейнере с голубой слегка пузырящейся жидкостью. В растворе плавал… гоа’улд!
- Чей-то носитель умер?
- Нет, нет, слава Эгерии! – воскликнула Кууми. – Этот… симбионт мы извлекли из той девочки-землянки, которую вы к нам переправили на временное лечение. Зовут ее, кстати, как и вас – Саманта.
- А, - вспомнила Картер. – Конечно, та девочка… Значит, это и есть ее симбионт? – она подошла поближе к контейнеру и присмотрелась. Гоа’улд слабо шевельнул хвостом и отвернулся.
- Да, нам даже удалось допросить его – Гарша вызвалась добровольным носителем.
- И что же он вам сказал? – заинтересовалась Саманта.
- Ничего путного, - пожала плечами Кууми. – Я при допросе не присутствовала – отвела бедняжечку Сэм выпить чаю. Девочке и так многое пришлось пережить, а тут еще и все эти ужасы. Кстати, с ней все в порядке?
- Э-э… замялась Саманта. – Не знаю, честно говоря.
- Вы отправили ее на Землю к родителям?
- Нет, к сожалению. Мы хотели отправить ее на Землю… если не к родителям, то хоть к каким-нибудь родственникам, но она просто исчезла с базы! Испарилась, как будто ее не было. Я знаю, что у нее была способность к телепортации, однако не предполагала, что она вот так внезапно исчезнет.
Кууми покачала головой.
- Может быть, она хотела как можно скорее оказаться дома? – предположила она.
- Не исключено. Я все же хочу надеяться на лучшее, - Саманта решила не высказывать мысль о том, что, скорее всего, телепортация с Меркурия на Землю не прошла успешно. – А что все-таки с этим гоа’улдом? Он служил Ба’алу?
- Да. Мне Кордекс рассказал потом, что Кенир – именно так его зовут – сообщил Гарше адрес Врат, установленных на ха’таке Ба’ала.
- Так-так, - заинтересовалась Саманта. – Это уже полезная информация. Вы пробовали туда проникнуть?
- Нет пока, - Кууми поджала губы. – Все времени как-то не было, да тут еще обнаружилась одна весьма сложная проблема.
- Какая?
- Вы еще не слышали про нок’нах-осадок?
- Нок’нах? – удивилась Саманта. – Что это значит?
- Осадок, образующийся при бурении туннелей, - раздался мужской голос позади Саманты.
Саманта обернулась – там стоял Кордекс, глава Научного Сектора.
- Это вещество становится сверхтяжелым из-за того, что представляет собой сколлапсированную материю, - спокойно продолжил он. - Молекулы и атомы материи сжаты с невероятной силой и превратились в чистые нейтроны. Только нейтроны.
Пауза.
- Здравствуйте, Саманта.
- О… здравствуйте, Кордекс, рада снова вас видеть… Ну нейтроны – и что? – сбивчиво ответила Саманта. – Вы хотите сказать, что ваши кристаллы вызывают коллапс материи?
- Именно, - спокойно кивнул стоявший в дверях Кордекс.
- И вы это как-то используете?
- Если высвобождать поток процессом реколлапса, - начал объяснение Кордекс, «отклеиваясь» от косяка (двери тут же сомкнулись), - то это может быть по сути огромным источником энергии, сравнимый с накуада-реактором. Да что там накуада…! Даже больше. Хотя в нынешнем своем состоянии он и поглощает тепло, будучи еще и сверххолодным. Но не бесконечно, как нам сказали в лаборатории на Корусканте. Есть предел, который может инициировать неконтролируемый выброс энергии.
- Так вы боитесь, что этот нок’нах однажды вызовет взрыв? – догадалась Саманта.
- Те микрочастицы, которые мы собрали из новообразовавшихся пещер, весом в 60-70 кг, могут взорваться с силой 1,4 гигатонны. Вернее, перейдут в состояние обычного вещества, в процессе взрыва высвобождая энергию, - пояснил Кордекс.
Кууми кивнула.
Саманта вскинула брови.
- Вы уже проводили какие-нибудь эксперименты? – спросила она.
- Только начали, однако… - замялся Кордекс. – В общем, произошел неприятный инцидент в лаборатории Корусканта. Мы отдали микрочастицы на анализ, и там… Вещество изменило свойства и перешло в новое состояние. Сверхсжатый нейтрон освободился и ушел к ядру планеты.
- Свободные нейтроны всегда стремятся к ядру, - кивнула Саманта. – Так ваше вещество… создало прямой микротуннель к ядру Корусканта?
- Точно! – воскликнул Кордекс. – Вы схватываете информацию налету, Саманта. Это – накопитель энергии. Чем больше вещества, тем дольше будет происходить накопление. Но когда-то наступает предел…
- Как же вы раньше работали с кристаллами? – удивилась Саманта.
- Раньше мы ничего подобного не замечали, - ответила Кууми. – И вот однажды решили проверить, что это за осадок.
- И что вам еще сказали в лаборатории на Корусканте?
- Рассказали немного о том, с чем мы имеем дело, - невесело усмехнулся Кордекс, - Это сверхплотный элемент, который полностью состоит из "упакованных" нейтронов. Очень редкий, который теоретически может добываться только из ядер нейтронных звёзд. Во всяком случае, мы так раньше думали.
- Такое невозможно…- не очень уверенно сказала Саманта.
- От вас ли я это слышу, Саманта? Кто впервые создал накуада-реактор на Тау’ри?
Картер смущенно улыбнулась.
- Так вот… Плотность - около тысячи тонн на сантиметр кубический, но твердость сравнительно невелика, - продолжил Кордекс. - Сверххолодное вещество, активно поглощающее энергию. Чем это грозит, я вам уже рассказал.
- Так мы имеем суперэнергоемкий материал, - подытожила Саманта. – Интересно было бы на него взглянуть.
- Мы бы тоже хотели, чтобы вы взглянули. Юреи будет рада работать с вами, Саманта. Пока у нас основанная проблема – не дать этому веществу накапливать энергию. Как-то охлаждать поверхности…
- Энергия - это не только тепло, - возразила Саманта. – Вы об излучении не подумали? Оно ведь тоже представляет опасность. Даже геомагнитное. Криотехнологиями здесь не обойтись.
- Мы живем как на бомбе, - вздохнула Кууми. – Все здесь может рвануть в любой момент.
- А вы не пробовали просто вывезти весь осадок с базы на какие-нибудь незаселенные территории? – на всякий случай предложила Саманта, уже понимая, что вряд ли ток’ра не додумались до такого очевидного решения.
- Это проблематично, - ответил Кордекс. – Его нельзя убрать из уже построенных помещений – придется вскрывать все инженерные коммуникации.
- А поставить термоэкран?
- Тоже не выход. То есть, выход, конечно, но далеко не гарантия безопасности. Куда безопаснее было бы просто оставить планету.
- Значит, мы имеем некое вещество, которое можно назвать нейтрониумом, - Саманта принялась расхаживать по медблоку. – Он накапливает энергию, чтобы потом разом высвободить ее.
- И будет большой бабах, - закончил ее фразу Кордекс.
- Было предложение улететь отсюда, - сказала Кууми. – Но куда? И мы пока не знаем, как избежать образования осадка.
- Между прочим, Саманта, - вдруг вспомнил Кордекс, - у нас же еще есть захваченный Утнапиштимом флагман Анубиса. Думаю, вы захотите взглянуть.
- Утнапиштим? – удивилась Саманта. – Аль-Асвад?
- Ну тот черный… Он представился Утнапиштимом. Подарил нам корабль.
- Флагман Анубиса? Да, это было бы весьма кстати. И расскажите мне подробнее, как вы обнаружили этот… нок’нах.
- Пойдемте заглянем к Юреи, - предложил Кордекс.
Саманта, Кордекс ---> Подземная база ток'ра. Технический Сектор 1 (Исследования).