Что случилось бы, если бы человеку предложили свободный доступ к информации собранной миллионами разумных видов за миллионы лет? Что случилось бы, предложи ему перешагнуть в один миг пятьдесят тысяч световых лет? Что случилось бы, предложи ему возможность свободно менять свой внешний вид, пол, биологический род, царство или домен жизни?
Так что случилось бы, если бы человеку протянули ключи от врат всезнания и вечной жизни?
А что, если бы его даже не спрашивали? Поставили перед фактом, что многообразие и миллионы, миллиарды лет галактической истории придут к нему прямо сейчас, и он не может этому помешать?
Ризома – система тоннелей сверхсветового перемещения, покрывающая большую часть галактики известной людям как «Галактика Треугольника», М33 по каталогу Мессье. В ее состав входит более 20 миллиардов звезд и 100 миллиардов геодов, населенных и не очень. И она постоянно растет – каждый день в ее состав входят новые планеты и новые звезды, а некоторые участки космоса могут временно выпасть из ее состава. Никто не знает точное число врат в системе, и едва ли узнает – максимум можно утверждать, что число врат четное, и то не факт.
Ризома значит «корневище». Очень популярная и безумно древняя метафора называет сеть порталов «Галактическим древом», а тоннели в гиперпространстве связующие Ризому воедино – корнями. По корням следуют «соки» - информация, заключенная в живой и неживой материи-энергии. Соответственно корневище-Ризома – сеть гиперпространственных тоннелей в целом. Правда, где же остальная часть древа, что оно из себя представляет, и есть ли оно вообще – предмет утонченно-абстрактных споров на грани или за гранью религии.
Ризома – открытая система свободного потока информации, система гиперэволюции.
У нее нет начала и конца – новые корни прорастают тут и там, а старые кольца обнаруживаются в пластах возрастом в миллиарды лет на остывших планетах давно потухших звезд и вновь включаются в сеть. Некоторые даже полагают (и еще больше – истово веруют), что Ризома существует независимо от временного потока, или даже что она не создана в прошлом, а будет создана в далеком будущем, из которого постепенно просочится в прошлое.
У нее нет центра. Триллионы существ веруют в некий «центр сети», «планету-исток», «ствол галактического древа», и некоторые даже тратят жизни поколений в поиске этого фантома. Но это религиозные фанатики. Что же можно утверждать научно? Что объективно центр Ризомы если и существовал, то миллиарды лет назад и сейчас его найти немногим реальнее, чем центр самой Вселенной. Так что науке, как и большей части обитателей Ризомы, безразлично – был ли центр Ризомы, не было ли центра Ризомы… Она просто есть, и даже самая исполненная врат система не может претендовать на бытие крупнейшим транспортным узлом Ризомы, не то что бытие ее осью или центром.
У нее нет границ. Половина звезд целой галактики усеяна вратами, и поток энергии-информации между ними настолько велик, что высокоразвитые цивилизации, постигшие темную энергию, могут засечь его на галактических дистанциях. И он растет с каждым мгновением, настолько, что поглотил собой гиперпространство галактики Треугольник и грозит вторгнуться в обозримом (для Ризомы – несколько миллионов лет) будущем в пространство соседних галактик.
Ризому нельзя разорвать или уничтожить. Кольца и рекомбинаторы сделаны из экзотичной материи, но они не более стойки к разрушениям, чем планеты или звезды служащие им подпиткой. В истории галактики случалось, что миллионы систем на очень долгое время покидали Ризому, если армиям вторжения удавалось уничтожить все кольца. Бывало, что Ризома загонялась в дальнейшие уголки галактики и покрывала незначительную часть ее пространства. Но рано или поздно она восстанавливалась, вновь опутывая своими корнями миллиарды звезд и планет. Враги Ризомы исчезли, их звезды потухли, планеты вымерзли, а материальная культура уничтожилась коррозией, а само корневище живее всех живых, и не только вернулось в места былого обитания, но и расширило свою территорию. Что важнее – сохранило в себе накапливаемую миллиардами лет информацию.
В ней нет ничего постоянного. Культуры, технологии, разумные и неразумные виды сменяют друг друга в бесконечном цикле проб, исследований, проверок и накопления, самовосстанавливаясь из опыта минувших эонов.
У нее нет правил. Единственный естественный закон Ризомы – никаких ограничений.
Ризома стоит на двух столпах – кольцах и рекомбинаторах, причем одно отдельно от другого не встречается.
Кольца (или столпы, если корень пророс не на твердой поверхности или вообще в открытом космосе) – кольцевые структуры на поверхности геоида или звезды, а то и парящие где-нибудь в межзвездном пространстве в области активного звездообразования, диаметром от нескольких десятков метров до сотен километров (при наличии энергии и материи они растут в размерах, с ходом времени). Точки входа и выхода в гиперпространственную сеть Ризомы, в несколько мгновений переносящие через всю галактику. Внутри окружности можно увидеть точку выхода, хотя никакой иной информации, кроме оптической (приносимой приглушенным вратами электромагнитным излучением с той стороны, если быть точным), о точке выхода получить нельзя. В Ризоме нет постоянных путей – периодически старые корни распадаются, и у врат меняются точки выхода. Вроде время смены точки выхода у конкретного кольца можно даже рассчитать, правда, требуемые вычисления настолько сложны, что даже на самых высокотехнологичных компьютерах развитых планет получается даже менее точно, чем прогноз погоды шаманом племени (без иномирского оборудования, конечно).
Иногда кольца размножаются. Каждое кольцо порождает семя – заостренный с обоих концов шест из сверхплотной массы наномашин, длиной в 1/10 длины окружности кольца и толщиной в 1/10 его диаметра. Время созревания семени разнится в зависимости от наличия энергии – чем больше врат в одном месте и чем меньше там энергии, тем дольше созревает семя – бывает, что десятки тысяч лет. На горячей же звезде семена могут появляться чуть ли не раз в земной год. Семя либо вынимается из врат местными жителями и засеивается на каком-нибудь большом геоиде, звезде или вовсе в космосе, либо остается на месте и поглощается Ризомой, чтобы выйти через случайные врата. Причем семя может не прорасти, если в месте, где его «засеяли», мало энергии – а столпы чрезвычайно жадны до энергии, на малых планетах зачастую прорастая до самого ядра, черпая энергию для поддержания сети Ризомы; так и будет торчать на какой-нибудь планете или дрейфовать в космосе, пока его не перенесут в более пригодное место. Вдобавок за время существования Ризомы были миллионы сообщений о самозарождении готовых столпов или колец в ненаселенных или редко посещаемых регионах галактики – объяснения этому феномену разнятся, и никто не претендует (кроме всяких долбанутых на голову фанатиков) на обладание конечной истиной.
В самой структуре врат есть ходы, ведущие к Рекомбинаторам – устройствам, скрещивающих два любых живых существа достаточного размера (зависит от конкретной комнаты) между собой в два существа-гибрида. Результат настолько же гарантирован, насколько непредсказуем – можно только утверждать, что итоговые существа будут обладать схожими характеристиками, а также смогут давать обильное потомство. Скрещивается все, кроме машин и киборгов, потерявших большую часть тела – устройство рекомбинатора не может считать их информацию. Не рекомендуется также скрещиваться с трупами существ или же больными существами – на выходе вы сами окажетесь полутрупом. В остальном же… никаких ограничений. Память остается на месте, но психика меняется, скрещиваясь с паттернами мышления партнера по генам, поэтому новое существо не только построено иначе, но и мыслит иначе. Причем есть синхронизированные между собой рекомбинаторы, так что процесс можно поставить на поток, были бы только пары для рекомбинации. Неудивительно, что в Ризоме нет долго существующих разумных видов – обмен генной (или в чем она у вас записана) информацией совершается легко и непринужденно, и потому галактика Ризомы полна самой различной жизни в большем числе форм, чем может сосчитать даже мощнейший компьютер.
Объять всевеликое многообразие Ризомы невозможно. Но можно наметить подобие карты Ризомы на данный момент времени, упрощенную модель составляющих ее сообществ.
Давно принята модель «ветви» - децентрализованного множества сообществ со схожими ценностями и смежными местами пребывания. Из численно крупнейших ветвей можно отметить:
Суперхищники
Самые неприятные обитатели Ризомы. Полчища разумных и не особо существ, цель которых – физическое самосовершенствование в поиске форм жизни способных занять привилегированное положение суперхищника в любой иерархии – существа без естественных врагов. Лучший способ проверить свою форму? Конечно же в бою с себе подобными и другими! Но лучше другими, так как суперхищник, занимая вершину пищевой цепи, не перерабатывает и не производит информацию, а потребляет ее, отбирая у других. Поэтому сообщества хищников пребывают в состоянии постоянной войны всех со всеми.
К счастью, практически вся материальная культура хищников краденная или же изредка воспроизводится из краденых образцов, а поэтому в техническом плане они всегда несколько отстают от других.
Суперхищники – одни из активнейших распространителей семян Ризомы. Их флоты регулярно вторгаются в территории не входящие в Ризому, уничтожая все на своем пути и оставляя саженцы на пепелище.
Пожиратели
Вот что бывает, когда технологии бездефицитной экономики попадают в лапы отсталых существ, застрявших на капиталистическом уровне развития или даже еще ниже. Некоторым существам просто «рвет крышу» и они переделывают вселенную под свои вкусы и капризы в личный рай, чувство меры им неведомо. Подобно саранче они поглощают все на своем пути, перерабатывая, покупая или завоевывая ресурсы для удовлетворения стремящегося к бесконечности роста своих потребностей.
Помпезные дворцы покрывающие целые планеты, принудительная косметическая хирургия разумных существ с целью заставить их всех походить на очередного царька вселенной, бесконечная погоня за все более утонченными и извращенными удовольствиями все более далеких планет, композиции из звезд, космических масштабов памятники самомнению существ микроскопической важности, гедонизм в тридесятой степени – это все пожиратели.
Сеятели
Антитеза пожирателей. Эти виды глубоко ценят доставшийся им дар информации предшествующих эпох, способность творить и распространять жизнь, создавать новое для информационного обогащения себя и других. Как из оставленных лесником семян в будущем прорастает богатый лес, так за сеятелям остается след пышущей жизни, зажигающихся звезд, молодых горячих планет.
Если пожиратель – существо довольно узколобое, по меркам древних жителей Ризомы, неспособное к планированию в рамках миллионов и миллиардов лет, то сеятели не такие и по праву заслужили уважение большинства жителей Ризомы.
Сеятели достаточно неохотно расширяют Ризому, стараясь не сорить семенами без нужды, и потому они и плоды их трудов часто встречаются вне звезд галактического древа. Многие миллионы разумных видов из еще не входящих в Ризому, их планеты и даже их звезды – порождения сеятелей прошлых эпох.
Собиратели
Самая высокоразвитая технологически ветвь Ризомы и галактики вообще. Существа, посвятившие себя сбору и анализу информации, постижению тайн Вселенной, выражаясь языком стихоплетов. Как и все ветви, она неоднородна и децентрализована – в нее входят как и молодые амбициозные виды с относительно малоразвитыми технологиями, так и непостижимые существа огромной мощи и возраста, боги среди младших видов, чьи интересы так же далеки от изысканий обычных ученых на большинстве планет Ризомы, как далеки интересы квантового физика от интересов навозной мухи.
Лучше бы вам не попадать в область их интересов. У этих существ специфичная научная этика. Точнее, ее отсутствие. Для них цель оправдывает средства.
Защитники
В Ризоме все разрешено. Как и вообще во вселенной, пределы твоих «хочу» определяешь только ты. Но «хочу» и «могу», очевидно, редко когда совпадают, и слишком часто разные «хочу» вступают в конфликт, приводя к смертям и разрушениям. Защитники пытаются привнести элемент гармонии в безудержный хаос Ризомы, сдержать плотиной из веточек цунами. Смехотворное желание и начинание, но смейтесь где-нибудь подальше – у защитников обильны правовые постановления, и еще более обильны солдаты и корабли, обеспечивающие эти права. К защитникам жители Ризомы испытывают смешанные чувства – кто-то рад определенному порядку и с радостью отдается под защиту, а то и становится защитником, кто-то же глубоко презирает бюрократизированную военщину защитников и беспощадно противостоит их тирании.
Естественные враги суперхищников, часто вступают в конфликт с пожирателями.
Верующие
Естественные враги собирателей, происходящие из отсталых миров и культур. Пока собиратели тратят сотни тысяч лет на постижение вселенских истин, верующие давно обрели все нужное от своих божественных покровителей. Осталось втолковать это другим. И методы тут разнятся – от мирного прозелитизма до насильственных обращений во славу своих божеств и их уполномоченных.
Из общей массы воинствующих дикарей выделяются Древопоклонники – относительно мирное сообщество, поклоняющееся самой Ризоме, которую они рассматривают одновременно как живое существо и галактический суперкомпьютер, воплощающий вселенское многообразие. Своей задачей они видят охрану Ризомы и постижение ее тайн, а потому редко заняты распространением Древа, предпочитая исследовать уже проросшие корни. Но они же первые защитники Ризомы, яростно атакующие всех намеренно или нечаянно наносящих урон кольцам.
Путники
Золотая флотилия. Некогда это был просто космофлот обитателей кислотной планеты, и они покрывали корабли золотом для защиты от коррозии. Но планеты не стало. А флот остался, и отправился в вечный путь без конца. Эти существа получают наслаждение от созерцания, и в дороге видят смысл своей жизни. Более миллиарда золотых кораблей рассеяно по Ризоме, кружащих в вечном походе в никуда. Им не нужно конечной цели, полет и есть их цель. В инопланарной геометрии гиперпространства, линиях плазменных хвостов и колебаниях пульсаров-маяков они видят свое счастье.